«В старые меха не вливают вина нового» - эту известную истину мне хочется соотнести сегодня с проблемой воспитания теперешней молодёжи. Дело в том, что катастрофически развившаяся бюрократическая опухоль убила творческое начало нашего народа. Новое вино – это новые понятия, новые слова, новые формы коммуникации, возникшие вследствие техногенного взрыва в ходе истории и научных открытий. Однако, социальное сознание общества не смогло встроиться в этот революционный ход истории и старое вошло в конфликт с новым. Следствием этого явилась дискредитация прежних ценностей, созданных духовным трудом поколений. Старые меха – это национальная культура народа, его соборная общность, утверждающая свободу личности через приобщение к Высшему посредством любви, а не насилия и приобретения личных выгод.
Рубеж 19 – 20 веков определил историческое развитие России, избрав как средство выхода из политического кризиса силу, бунт масс, уничтожение мыслящей и творческой интеллигенции как сословия. Была разрушена духовная основа России с её верой, государственностью и сословной культурой. Бердяев писал: «В глубинах жизни есть тёмный, иррациональный источник. Из него рождаются глубочайшие трагические противоречия, и человечество, не просветившее в себе божественным светом этой тёмной стихии, неизбежно проходит через крестный ужас и смерть войны». Приземление национальной культуры, сознания – основное орудие для геноцида. Мелководье, приземлённость гештальта, авангарда и соц.реализма успешно служат экономическим и политическим целям недругов.
Либерализация общественной жизни, ориентированной на исторически сложившийся уклад Запада, губительно сказалась на этической стороне жизни России. Потребительский взгляд на общество, которое как будто бы должно… и отсутствие личной ответственности перед судьбой других, государства – итог разрушения национального самосознания.
Извечная, классическая дилемма: «Я-мы», соотнесение части с целым, – если нарушается их логика бытия - гармония, то эти саморегулирующиеся системы уничтожаются. В этом я вижу проявление вожделенного статуса личной свободы или несовершенство системы. Добро и высокие цели не могут быть внедрены в сознание человека насильственно – они постигаются личностно, в этом и есть весь историзм свободного выбора и потому каждый ответственен перед временем и вечностью. Зло и насилие над « другим», увы, не имеет границ, результат – не-свобода, приговор себе, будущему. Трагична ситуация, когда труд и устремления художника находятся в противоречии с государственной культурной политикой и ещё страшнее, когда государственная политика лишена творческих механизмов.
Трагично. когда народная воля к творчеству становится «исполнительством», подавляется коррупцией. Чернь – это безликая масса потребителей, неспособная к самостоятельному проникновению в ценностную структуру исторического процесса. Способствовать формированию высоких эстетических критериев – значит способствовать формированию такого характера отношений к разнообразным явлениям жизни и труда, при которых понятие общей пользы и истины трансформируется в глубоко личную потребность. Вчувствованием в гармонию материального мира человек входит в реальность, пронизанную временем, которая и формирует его личность. Через своё субъективное время, как говорил историк Е. Рашковский, открывается то, что не имеет временного предела. Именно такое, целостное и одновременно углублённое переживание многосоставного единства и открытость времени порождает подлинное своеобразие художественного вкуса. Безвкусица и бездушное отношение при формировании жизненного пространства, провоцирует возникновение агрессивной разрушающей толпы. Заратустре принадлежит горькая, провидческая мысль: «Кто от черни, того память восходит до деда; с дедом прекращается время, этим прошлое отдано насмарку; возможно, ведь, что когда-нибудь чернь станет властвовать и все времена потонут в её мелкой воде».
Воспитание личности, оценивая её рост и достоинства не только уровнем знаний, но и способностью сопереживать другому, не может состояться без постоянного эстетического воспитания. Сейчас об этом заботы нет, хотя это вопрос государственной безопасности. Бездуховность, ненависть, властолюбие – те же тлетворные микробы, создающие социальные эпидемии. Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своё время сказал, что не соблюдение экологии культуры ведёт к деградации, к гибели общества. Есть слово-понятие, передающее великий смысл бытия – Л Ю Б О В Ь…
Оно каждым воспринимается по-разному, по его человеческой сути. Оно как бы закваска личных и исторических судеб. В своих творческих работах я постарался проявив его в меру своих сил, как? – судить Вам.
К сказанному привожу подборку своих сонетов и полу-сонетов, а также иллюстрации своих мозаик, живописных работ и графики.
Ваши отклики помогут мне в дальнейшей творческой работе.
.. «какое-то лёгкое пламя, которому имени нет.» Г. Адамович. «Серебряный» тот век, а может оловянный, (Кто разберёт его во всполохах и взрывах?) Мне близок за восторги и порывы, Те, что утратил век наш окаянный. Тогда был стон всеобщий, безымянный, В житейской суете, попробуй, различи Не пламя догорает, знаем – воск свечи, |
|
Сонет, как гость, в моём уединеньи Приходит разделить возвышенный настрой Глухого леса. Пьяный трав настой Взамен вина нам. Мягкое гуденье Шмелей в сенях. Они на удивленье Желанный друг, не поддавайся лени, Как одуванчики снимают парики. |
|
Упав на дно качающихся трав, Я становлюсь, как облако, просвечен Той детской радостью, что распрямляет плечи, Ведь жизнь такая чудная игра. Воспоминанья, как букет, собрав, Как редко мы встречаемся с собою, Кузнечики стрекочут упоённо в травах. |
|
ПЕТЕРБУРГ Золотя куполами, как прежде, Неву, Припомнив своё наречённое имя, Ты сегодня другой, с голосами иными, На твоих островах по-другому живут. Кто теперь в Озерках воспоёт синеву. По весне прорастает у зданий трава, Вину с искупленьем вместивший колосс, |
|
Часы каминные, старинное барокко, И множество фамильных мелочей Я берегу, как старый казначей, На них прикосновений поволока. Боюсь, что время, как бы ненароком, Поток мгновений – он неумолим, Лишь свет души навечно сохранится, |
|
Какой поэт не воспевал закат, Согревшись у костра или камина? Огонь устал и пламени лавина Обуглилась, так тлеют облака… Вот так и мы безумствуем пока Всё ж в вечеру мгновенье чуда есть – Смотрите чаще в блики угасанья, |
|
У забвенья паучие лапы, известно, Каждая ловит, плетёт, шевелится, Но разве нажоришь, как говорится, Трудами и чувствами времени бездну? Над былым паутина – ну, и чудесно! – Не стало ли время по сути короче, Это и есть окончание времени, |
|
… А память кличет, снова возвращает Ушедших имена и прежние места, Но те – за пропастью и нет туда моста… «Забудь же всё!» – нас быт увещевает. «Живи любя! – вдруг долетело с ветром- |
|
Осень в туманной прозрачной накидке, Тканной закатом и песенной грустью, Я встретил у речки, стремящейся к устью, Я ж не спешу, а когда-то был прыткий. Разведу-ка костёр, как цыган у кибитки, Войду… тишины вдруг возникнут аккорды, Не разгадал своих мыслей кроссворда, |
|
Вздохнул «серебряный»,а может двадцать первый, Оборванной струной… Почудилось иль нет?… Смолкают голоса совсем недавних лет, По-прежнему, как нити, рвутся нервы. О, если б мог я утвердить запрет Как разорвать причин и следствий круг: Играть, выигрывать – опаснейший недуг – |
|
Слова соберу, как цветы на болоте, С раскрытыми небу бездонными «окнами» Нынче стихи мои кажутся блёклыми, Подобно не к месту звучащей остроте. Вторя звучащей в них некогда ноте, У слов наших чувства былые украли… Звуки-созвучья, как люди продрогли, |
|
Берёзы за окном о чём-то шелестят, Порывом ветра, сонные разбужены, А листья-бабочки покружатся над лужами И – в небеса, что на земле блестят. Мои сонеты в листопад грустят, Шум пены на песке, валов далёкий шум Мир, отражённый чувством в человеке, |
|
Нам осень даётся совсем неспроста – Чтоб побродить на природе неспешно Берёзовой рощей, сквозь редкий орешник, И слушать, и слышать родные места. Касанье слетевшего с ветки листа Ходить в одиночестве, вняв листопаду, - Найденный гриб, будто чудо-награду |
|
Застенчиво туманной поволокой Закрыла Осень дальнее и ближнее, Всё стало непонятней, неподвижнее: Есть только звуки – близко ли, далёко ли? Шёл наугад – где нужное? Где лишнее?.. Туман – я знаю – златокудрой шалость, Я вижу больше красоты под старость |
|
Пусть шум вокруг, разбужена стихия, Которая зовётся беспределом, Но мною страсть к сонетам овладела, Чтоб оживить слова бесцветные, сухие. Что делать, времена всегда, всегда плохие, По ландышам проходим, пустословя Забыто древних мудрецов условье: |
|
В который раз я вижу увяданье (Ведь пышность осени – лишь проводов обряд). Как разнолик прошедший этот ряд, Как одинаково дождливое рыданье! Опавшею листвою судьбы и свиданья Но как несовершенны зренье, слух – О, не слабей, моей России дух, |
|
Брожу над Пярдомлей, как будто мои кони, Почуяв волю, заблудились в далях; Когда- то, как и мы, буланые летали, Свободные, не знавшие супони. Брожу ли я за табуном в погоне? И вот вернулся к этим берегам, Тут только понимаешь: сила велика |
|
Листва спецовкой выцветшей повисла, Которую в жару швырнули на плетень; В такой невыносимо душный день, Крылами кажется простое коромысло. Исчезла мной отброшенная тень, Горчил тот хлеб – ещё б, с такой закваской! Вот, потому-то я с такой опаской |
|
.. В цветеньи роз, как и в сиренях пышных, Так и в травой запрятанной былинке Застыла музыка, но а у нас поминки – Забыли как поют, смеются, так уж вышло. Как много всё-таки вокруг предметов лишних, Они – не просто шкаф, шкатулки, украшенья, А вот как с красотой мы строим отношенья? - |
|
ПРИБЛИЖЕНИЕ 1 Кровавый отсвет от знамён свободы Окрасил быт и наши достиженья; Всё ж революции, в итоге – пораженья И прекращение истории народа. Свет голубой, идущий с небосвода – Смотрю в людские хмурые глаза, И набегает жгучая слеза… |
|
2. Как перед Пасхой в полночь крестный ход, Проходят мысли, но с иным значеньем, По-новому встают и крестные мученья Распятого Христа в тот поворотный год. Свободу и Любовь в который раз народ Вот и сегодня, стоя пред распятьем, И пусть вокруг сплошное неприятье, |
|
Р О М А Н С ЫБиенье сердца выдаёт, вы правы, Волненье чувств ( их осторожный прячет) Пульсацию ж прочесть, однако, как незрячим Увидеть мир при помощи оправы. Что о сердечном ум расскажет здравый? - Так что же в нём? – мотив, мотив, конечно, Романсы-жизни, (как те быстротечны!) |
|
Восьмидесятый мой идёт себе, хромая Под вальс старинный, только тот не прежний: Всё кажется вихрь подвывает снежный – Реальности душа, увы, не принимает. Сегодня молодость, как будто бы немая, Хорошие ребята, их везде немало, Как много чувств возвышенных пропало, |
|
Дорога к храму 980мм х 635 мм х 3 | |
Богоявление 980мм х 635 мм х 3 | |
Благодарю за внимание! |
Николай Сергеевич,Всё отлично! Успехов!